ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В статье рассмотрены проблемы противодействия коррупции, основные организационные мероприятия, направленные на профилактику коррупции, уделено внимание личности преступника-коррупционера, выявлены признаки коррупции.
Конституция РФ и федеральное законодательство закрепляет право на образование в Российской Федерации и гарантирует его получение независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Поэтому при подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности в качестве педагогов-психологов важно развивать в них поликультурную компетентность и умение эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, развивать этнопедагогическую компетентность – знания о других народах, о национально-психологических особенностях детей, умение организовать педагогический процесс с учетом этих особенностей.
Введение. На современном этапе развития человечеству постоянно и систематически требуется использование природных ресурсов. Сегодня нет ни одного природного объекта, который бы не использовался человеком. Вместе с тем развитие современного общества связано с неизбежностью выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, но такое отношение к природе должно иметь определенные пределы или нормы (границы). В этом смысле главным, а также наиболее эффективным природоохранным мероприятием является экологическое нормирование. Экологическое нормирование – это специальное научно-исследовательское и нормативно-правовое направление деятельности по обоснованию экологических критериев качества окружающей природной среды и разработке основанных на этих критериях нормативов допустимых антропогенных воздействий, природоохранных норм и правил, применительно ко всем основным формам хозяйственной и иной деятельности. Наряду с этим экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных государственных органов по разработке, утверждению, внедрению экологических нормативов и обеспечению их соблюдения всеми субъектами природопользования. Некоторые экологические нормативы дают оценку окружающей природной среде, другие лимитируют источники вредного воздействия на неё и ограничивают использование природных ресурсов. Деятельность, направленная на установление системы нормативов состояния окружающей природной среды и нормативов предельно допустимого воздействия на неё, является необходимой для эффективного осуществления правовой охраны природы со стороны органов государственной власти. В данной статье проанализированы актуальные вопросы дальнейшего совершенствования системы экологического нормирования в Республике Узбекистан, а также пути решения существующих проблем в области экологического нормирования.
Материалы и методы. Исследование вопроса экологического нормирования в законодательстве Узбекистана осуществлялось с использованием таких общепринятых методов научного познания, как диалектический метод, анализ, синтез, конкретно-исторический, логический, сравнительно-правовой, системный методы и другие.
Результаты исследования. В ходе исследования анализировалось природоохранное законодательство, регламентирующее вопросы экологического нормирования в Узбекистане. Был рассмотрен ряд национальных экологических проблем, существующих в данной сфере, произведено сравнение юридических формулировок, раскрыты сущность и особенность экологического нормирования, обоснованы возможности его дальнейшего совершенствования.
Обсуждение и заключение. Проведение правовых исследований по данному вопросу представляется очень важным, поскольку обогащает систему экологического нормирования новыми идеями, которые могут быть использованы для совершенствования национального законодательства. В рамках нашего исследования мы попытались раскрыть ряд существующих проблем в сфере экологического нормирования Республики Узбекистан. В частности, нами доказывается необходимость совершенствования системы экологического нормирования в соответствии с международно-правовыми нормами, а также важность их имплементации в национальное экологическое законодательство. В свою очередь, это потребует принятия ряда подзаконных актов.
ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО ПРАВА
В статье рассматривается процесс и порядок заключения гражданско-правового договора между организацией и физическим лицом. Отдельно отмечены существенные признаки и условия такого договора. Обозначены отличия договора гражданско-правового характера от трудового договора. На основе анализа судебной практики и теоретических источников установлены признаки, позволяющие разграничивать данные виды договоров, создавать условия для обязательного заключения трудового договора вместо договора гражданско-правового характера.
Статья посвящена корректировке частноправовых начал в сфере корпоративного управления. Отмечается, что иерархический характер корпоративного управления присутствует не просто на уровне фактического отношения, а закрепляется нормативно, т.е. не отрицается, а поддерживается методом правового регулирования. Корпоративные отношения, а именно их управленческая часть, вовлекают в гражданское право и ряд новых субъектов, не относящихся к привычному для этой отрасли права кругу – прежде всего органов юридического лица (общее собрание, совет директоров, исполнительный орган, ревизионная комиссия и т.п.). Вполне возможно было бы рассматривать корпоративные отношения в составе какой-либо из вновь сконструированных отраслей права или даже сосредоточить их в отдельной отрасли. Однако решение законодателя, выразившееся в действующей формулировке п.1 ст.2 ГК РФ, означает, что в структуре гражданского законодательства возникает анклав в статусе правового института, где фигурируют не свойственные для гражданского права в целом субъекты и, соответственно, допускаются существенные отступления от общего принципа равенства, что становится еще одним образцом вторжения публично-правовых методов в частноправовую сферу.
В статье исследуются вопросы, связанные с особенностью регулирования отношений собственности на недвижимое имущество. В частности, рассматриваются особенности возрождения категории недвижимого имущества в современном российском праве. Кроме того, проанализированы различные признаки недвижимого имущества.
В статье исследуется существующая ситуация с загрязнением атмосферного воздуха в трех Прикаспийских регионах России (Астраханская область, Республика Калмыкия и Дагестан), анализируется федеральное и региональное законодательство об охране атмосферного воздуха, выявляются его достоинства и недостатки. Обосновывается, что переход России к зеленой экономике не означает отказ от развития промышленности, транспорта или энергетики, но влечет их дальнейшую экологизацию (постепенное внедрение наилучших доступных технологий, снижающих объемы выбросов вредных веществ в атмосферу, поиск других средств обеспечения баланса экономических и экологических интересов). Отмечается, что проблема охраны атмосферного воздуха наиболее характерна для Астраханской области и Республики Дагестан (в меньшей степени для Калмыкии), что обусловило принятие в данных субъектах РФ специальных законов (Дагестан) или глав в региональных законах (Астраханская область), посвященных охране атмосферного воздуха. В конце статьи рассматривается ряд положений научной правовой доктрины, которые можно использовать для совершенствования правового регулирования охраны воздуха в Прикаспийских регионах
Авторы утверждают, что, имущественные требования, указанные в п. 2 ст. 1 Закона о ЦФА, составляют сущностное наполнение конструкции ЦФА, тогда как сама конструкция ЦФА – это инновационная технология фиксации соответствующих имущественных требований в информационных системах. Правовая природа прав, удостоверенных по конструкции ЦФА обусловливает невозможность применения к отношениям с ЦФА таких способов защиты гражданских прав как самозащита, присуждение к исполнению обязанности в натуре, компенсация морального вреда, предъявление виндикационного и негаторного исков. Использование остальных способов защиты, указанных в ст. 12 ГК РФ, в рамках отношений с ЦФА подразумевает необходимость обращения обладателя ЦФА (его представителя) к тому или иному компетентному органу с требованием о понуждении правонарушителя к надлежащему поведению. В определенных ситуациях, касающихся ЦФА, такое обращение может адресоваться Банку России, который, хотя и не является государственным органом, однако наделен определенными регуляторными полномочиями в сфере финансовых рынков. В качестве наиболее перспективного направления защиты прав обладателей ЦФА авторы рассматривают разработку механизмов, позволяющих оперативно установить управомоченное лицо, имеющее право на совершение следок с правами, удостоверенными по конструкции ЦФА, а также введение ограничений на распоряжение правами, удостоверенными по конструкции ЦФА, в случае поступления заявления об утрате доступа или возникновении угрозы утраты доступа управомоченного лица к соответствующим учетным данным.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
В статье рассмотрены проблемные аспекты квалификации изнасилования по уголовному кодексу Российской Федерации, которые объясняются абстрактным пониманием беспомощного состояния потерпевших, ввиду отсутствия четкого определения в законе «беспомощного состояния». Данная проблема позволила сформулировать цель исследования – на основе выделения и изучения видов беспомощности потерпевших, проанализировать и расширить определение беспомощного состояния жертвы, а также на основе анализа имеющейся практики совершенных преступлений, с использованием беспомощного состояния жертвы, внести предложения по разрешению спорных вопросов квалификации. На основе анализа, автором отмечено, что законодатель выступает на стороне незащищенных жертв, а именно детей, которые в силу возраста находятся в беспомощном состоянии. Беспомощность в силу возраста объясняется отсутствием опыта и знаний относительно наступления возможных негативных последствий, что в большей мере и объясняет то, что они не могут понимать в полной мере характер и значение совершаемых с ними действий. В то же время автором рассматриваются сложности квалификации изнасилования несовершеннолетних и малолетних, с использованием их беспомощного состояния лицом, достигшим в момент совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, но не достигшим восемнадцатилетнего возраста (в рамках примечания к статье 131 УК РФ). В данном исследовании автор, на основе анализа примечания к ст.131 УК РФ, отмечает возникновение новых проблем квалификации изнасилований, в том числе и возникновение риска нарушения принципа субъективного вменения вины. Автором даны рекомендации о внесении дополнений в действующее законодательство в части проведения комплексной экспертизы потерпевшего и обвиняемого в целях недопущения нарушения принципа справедливости наказания и достижение основной цели – исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения и использования сформулированных в ней выводов, предложений и рекомендаций в законотворческой деятельности по совершенствованию уголовного законодательства; в правоприменительной деятельности, включающей следственно-судебную практику; использования выводов и положений статьи в учебном процессе по дисциплине уголовное право, в рамках изучения темы «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности».
В статье рассматриваются отдельные вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности правоохранительными органами. В частности, дается исторический анализ становления органов, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. Кроме того, исследуются некоторые вопросы правового статуса органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.