АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Статья посвящена дискуссионным аспектам отраслевого статуса энергетического права. Отмечается, что в качестве рабочих критериев выделения отраслей в системе права могут применяться следующие: самостоятельность предмета правового регулирования (по общему правилу, он не должен полностью или в основной своей части совпадать с предметом другой, уже существующей отрасли права); наличие кодифицированного или аналогичного ему обобщающего законодательного акта; основной критерий – самостоятельное нормативное содержание, т.е. наличие принципов и норм, не относящихся к другим отраслям права и не дублирующих их по смыслу. При этом единственный обобщающий законодательный акт, обеспечивающий правовое регулирование энергетических отношений вообще, а не их отдельных видов, не обладает достаточным объемом нормативной самостоятельности, чтобы придать соответствующему регулированию отраслевой масштаб. Можно сделать вывод, что в настоящее время энергетическое право представляет собой межотраслевой правовой институт, соединяющий в себе нормы гражданского, административного и некоторых других отраслей права, а также некоторое число собственных норм, включающий в себя относительно слаборазвитую общую часть и сильные субинституты (электрическое, атомное, нефтегазовое и т.п. право), причем самостоятельное нормативное содержание в основном сосредоточено именно в субинститутах, а не в общей части института.
ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО ПРАВА
В этой статье рассматриваются основные законодательные инициативы и программы, направленные на обеспечение сохранения жизни и благополучия бездомных животных, а также механизмы их реализации. Особое внимание уделяется международным нормам и стандартам, включая конвенцию о защите животных и влияние социальной политики на решение данной проблемы. Анализируется успешный опыт передовых стран, включивших комплексные программы стерилизации, вакцинации, и организации приютов, а также общественных инициативы, которая способствует повышению осведомленности граждан.
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Настоящая статья посвящена социологической стороне частноправовых отношений, проявляющихся в ходе применения данного метода. Основное внимание при этом уделяется содержанию норм права и абстрактной логике. В этих условиях актуальным становится принцип частноправовой конкретизации, где рассматривается социальная сторона таких отношений; социологический подход поможет по-другому взглянуть на влияние частноправовых исследований на социальную сферу жизни общества и межличностные отношения.
Статья посвящена понятиям отчуждения и отчуждаемости в гражданском праве. Отмечается, что, суммируя характеристики отчуждения (а именно: то, что ведет к уменьшению имущества; то, что противоположно приобретению; то, что включает в себя продажу, дарение, сдачу в аренду, отказ от права и т.п.), можно сформулировать гипотезу, что отчуждение представляет собой прекращение правовой связи между субъектом и объектом гражданского правоотношения. При этом под отчуждаемостью следует понимать юридически закрепленную возможность, которая позволяет субъекту гражданского права прекращать юридическую связь с объектами прав; иначе говоря, отчуждаемость представляет собой не какую-либо характеристику вещей или иных объектов гражданского права, а элемент гражданской правосубъектности, или специфическое субъективное право определенного лица.
В статье представлен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей полномочия государства в контексте обращения с отходами. В качестве отправной точки рассуждения автор рассматривает введённую в 2020 году в конституционное законодательство концепцию публичной власти. Отмечается, что эта концепция помогает организовать деятельность на различных управленческих уровнях по наиболее эффективному обращению с отходами. Автором также подсвечены некоторые негативные элементы в данном вопросе: в частности, разрозненность актов, содержащих соответствующие нормы, отсутствие общей системности в этой сфере, а также случающиеся противоречия между общей направленностью политики в области обращения с отходами и её исполнением на региональном и местном уровнях.
Статья посвящена одной из проблем гражданского права, которая длительное время стоит перед юридической наукой, связанная с содержанием понятия «права собственности» в виде «триады правомочий собственника». Существующий количественный состав правомочий не в полной мере отвечает потребностям гражданского оборота, по-прежнему вызывают дискуссии среди цивилистов. Одним из главных препятствий выступает исторически сложившаяся в российской цивилистике традиция понимания содержания права собственности как совокупность трех правомочий. Указанное обстоятельство не позволяет адекватно рассматривать смысловое содержание и мерность правовых понятий «владение» и «обладание», и их производных (правомочий). На основе историко-правового метода представлен более детальный анализ, а также предложены расширенные теоретические подходы к толкованию понятия «триада правомочий». По результатам исследования сформулирован авторский вариант понимания термина «триада правомочий собственника» в виде двухуровневой конструкции, а возникновение самой триады – процесс, отражающий право собственности сельской общины в начале XVIII века.
В данной статье рассматривается влияние пандемии COVID-19 на рынок аренды земельных участков из государственной или муниципальной собственности, какие меры поддержки были предложены государством и какие результаты были достигнуты. В настоящее время на научном поле отсутствуют работы, анализирующие названные аспекты. Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на мировую экономику, включая рынок аренды земельных участков из государственной или муниципальной собственности. В условиях пандемии многие отрасли столкнулись с серьёзными вызовами, что потребовало адаптации и поиска новых решений.