Этнокультурная идентичность и конституционное право несовершеннолетних на равные права при получении школьного образования
https://doi.org/10.53315/2949-1193-2023-2-4-21-26
Аннотация
Конституция РФ и федеральное законодательство закрепляет право на образование в Российской Федерации и гарантирует его получение независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Поэтому при подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности в качестве педагогов-психологов важно развивать в них поликультурную компетентность и умение эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, развивать этнопедагогическую компетентность – знания о других народах, о национально-психологических особенностях детей, умение организовать педагогический процесс с учетом этих особенностей.
Об авторах
К. Ю. БулуктаеваРоссия
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права
Элиста
В. С. Туркмедова
Россия
магистрант 1 курса, направление «Психолого-педагогическое образование», факультет педагогического образования
Элиста
Список литературы
1. Амайрех А. Б., Синева О. В. Взаимосвязь этнической идентичности и этнокультурной толерантности у представителей разных этнических групп // Проблемы теории и практики современной психологии: мат. XVIII всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Иркутск, 25-26 апреля 2019 г.). Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2019. 401 с.
2. Базаева Ф. У. Методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности студентов педагогических вузов // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2021. № 4. 100 с.
3. Белова С. И. Разработка и психометрические особенности опросника «Факторы, способствующие успешным кросс-культурным отношениям» // Бизнес. Образование. Право. 2015. № 3 (32). С. 291-294.
4. Берберян А. С. Взаимосвязь толерантности и этнической идентичности армянской молодежи в условиях различной социокультурной среды // Вестник РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». 2022. № 1-2. С. 251-265.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Изд-е 4-е, расш. М. – СПб.: АСТ; Прайм-Еврознак, 2009. 630 с.
6. Будаева Д. Ц. Нормативно-правовое регулирование вопросов межэтнической толерантности: федеративный и региональный опыт// Вестник БГУ. 2015. №2-2. С. 158-166.
7. Милюкова Т.В. Этнокультурная идентичность как показатель сформированности профессиональной готовности будущего психолога к поликультурному взаимодействию// Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023 Том 8 Выпуск 6. С.648-655.
8. Герасименко Т. И. Главные факторы трансформации региональной и этнической идентичности // Юг России: экология, развитие. 2020. Т. 15. № 3 (56). С. 144-154.
9. Зинченко Ю. П. Этнокультурная идентичность и психологическое благополучие: методологические аспекты // Субъективное благополучие и эмоциональная безопасность личности: мат. IX междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 12-13 июля 2018 г.) / под науч. ред. Е. Б. Перелыгиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. 298 с.
10. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
11. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
12. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5.С.31-44.
13. Попова Л. А. Правовые основы деятельности по формированию толерантности российского общества // Вестник СурГУ. 2014. №1 (3).С. 109-114.
14. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический подход // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 4. – С.13-23
15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Российская газета. 08.06.2015
16. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/27f9ddea0cccf9a6b90bb2cb8b545d436f18157b/
17. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 13.06.2023) «О языках народов Российской Федерации» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/
Рецензия
Для цитирования:
Булуктаева К.Ю., Туркмедова В.С. Этнокультурная идентичность и конституционное право несовершеннолетних на равные права при получении школьного образования. Феномен права и законодательство: стратегии и методы познания. 2023;2(4):21-26. https://doi.org/10.53315/2949-1193-2023-2-4-21-26
For citation:
Buluktaeva K.Yu., Turkmedova V.S. Ethnocultural identity and the constitutional right of minors to equal rights when receiving school education. The Phenomen of Law and Legislation: Strategies and Methods of Cognition. 2023;2(4):21-26. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2949-1193-2023-2-4-21-26